logotype

Димка

ГосУслуги

Что же. Поговорим о портале госуслуг.

Для чего он создан?

Ни для кого не секрет, что информатизация общества растет ежедневно. Компьютеры, локальные сети, глобальная сеть Интернет охватывает все больше и больше народонаселения, приходя в самые отдаленные уголки страны.

Что далеко ходить. У меня маме исполняется 62 года. Помимо работы в офисных приложениях, серфинга в Интернете игр на компьютере, она отлично умеет делать презентации в PowerPoint, на начальном уровне освоила Google Docs, при помощи мастеров сайт себе сделала, общается в Skype с сестрой в другом регионе.

Конечно, это скорее исключение из правил, чем общая тенденция. Но все же. Если раньше только молодежь пользовалась плодами цивилизации, то теперь и более старшее поколение может ими насладиться.

И в это же время уровень бюрократии в министерствах и ведомствах растет прямо пропорционально количеству закупаемой им техники. Люди вынуждены терять часы, дни, месяцы, чтобы получить простейшую бумажку.

В первую очередь – именно эту проблему портал государственных услуг и должен решать!

Принцип простой. Зашел на специализированный портал, оставил заявку, оплатил, если нужно, с карты, получил результат либо по электронной почте, либо по обычной. В крайнем случае (например – получение паспорта) – получил его в ближайшем к дому подразделении ведомства, либо в любой государевой конторе.

Скажете – не реально? Да еще как реально! Ну что тут нереального то? Только наш менталитет?

Какие услуги должны в первую очередь присутствовать на таком портале? Да самые, что ни на есть народные (имеются в виду физические лица). Как то – все услуги медицинских учреждений, пенсионного фонда, соцстраха – это места, куда страшно идти просто из за огромных очередей.

Дальше – различные регистрационные, налоговые, реестровые ведомства – из за одной справки можно пробегать бог знает сколько. Ну и потом уже – остальные услуги госорганов. Для юридических лиц надо параллельно развивать решения. Получение данных, справок, лицензий, подача деклараций, сведений. К чести Минсвязи сказать – похоже, только это направление хоть как то развивается. Во всяком случае – видел такие возможности.

Я в этом году решил подать декларацию о доходах за 2011 год. Доход то, помимо основной работы (там работодатель отчитался), всего то -  10 тысяч.

Зашел на сайт госуслуг, был перенаправлен на сайт налоговой, надо было скачать программу, причем для физлица необходима программа, предназначенная для юрлица, заполнить (впервые в жизни!), потом что то прикрепить на сайте госуслуг и отправить обрабатываться. В общем, стыдно признаться, но я, имея высшее юридическое образование, опыт работы с компьютерами больше 20 лет на уровне специалиста – не смог пройти этот квест. Единственное, что вызвало облегчение – на том же сайте скачал программу для физлиц, вбил данные, распечатал и отправил по почте. Месяца два прошло – пока тишина. Счет никто не выставил (хотя.. надо проверить).

Ну так вот. Разве ж это электронная услуга? Или услуга уровня 21 века?

Коллега через сайт госуслуг заказала загранпаспорт. Супер! Ура! Свершилось! Работает!

Только одно но. Она часа три потом его в УФМС забирала. Очередь….

Примеров много могу привести за последнее время. Я же пацан продвинутый Смеюсь. Пытаюсь со всеми ведомствами по возможности общаться через сеть… Ну.. пока не воодушевлен… Почта России, Фонд соцзащиты, УФМС, больницы – это не полный перечень того, с кем за полгода последние столкнулся. Особо нигде не порадовали… так.. процент какой то – не более.

Скажите – это только у нас во Владимирской области? В других – все работает? Отвечу. Мне не важно где работает. Я обычный россиянин. Я живу в городе Владимире. И мне этот сайт полностью дал ответ только в двух случаях обращения: 1. Узнать ИНН. 2. Посмотреть наличие налоговой задолженности. Посему – вывод простой. Кто бы что не говорил – портал не работает.

Теперь дальше…

Сама структура портала.

Правильно кто то сказал в обсуждении – фактически дублирует ссылки на ведомственных сайтах. Ну, часть контента попытались к себе перетянуть.. Спрашивается – зачем?? За что были отвалены не маленькие деньги то? В то время, как министерства и ведомства тратили точно такие же государственные деньги на развитие своего ПО?

По моему личному мнению, у поставленных выше задач есть два пути развития.

Первый – каждое министерство и ведомство, за государственный или свой счет разрабатывает и развивает программное обеспечение для обработки документооборота, а портал госуслуг – всего лишь каталог ссылок на сайты. Работа для студентов. Сделать – проще простого, даже, при использовании различных API можно и парсинг информации сделать.

Не считаю этот путь правильным, ибо зачем изобретать сотню велосипедов и тратить каждый раз деньги.

Второй путь.

Сайты министерств и ведомств – всего лишь «сайты – визитки». Общая информация о работе, подразделениях и т.д.

Основное ядро – база данных и ПО портала госуслуг. Там крутятся все данные, там же находятся формы запросов (не бланки, как сейчас на сайте госуслуг, а именно электронные формы. С подсказками по заполнению, справочниками и хранением в базе). Далее ко всему этому пристегивается workflow для отслеживания процесса прохождения обращения. И в результате мы получаем немаленькую CRM систему государственного масштаба. Со своим HelpDesk и полной прозрачностью прохождения обращения (заявки).

В дельнейшем, я бы еще подумал о создании отдельного подразделения по электронной обработке государственных услуг в каждом министерстве и ведомстве. Но! Подчиняться эти специалисты (программисты, админы, тестеры, специалисты по вводу данных и т.д.) должны однозначно не ведомству, а министерству связи! Причем желательно, чтоб курировал подразделение лично министр. Тогда будет и однообразие программного обеспечения и взаимосвязь между подразделениями, и сохранность и неподдельность данных (при отсутствии зависимости от руководства ведомства). И будет с кого спросить.

Сейчас же все это – только пустая свистопляска. Нет единства информационного поля. Без него портал работать не будет.

Да, все это описал образно. В целом все гораздо серьезнее и не так просто – знаю.

Разговор о том, что все должно быть:

  1. Централизовано;
  2. Единообразно (единое ПО, версии модулей, языки программирования, интерфейс и т.д.);
  3. Легко адаптируемо под задачи различных ведомств;
  4. Кроссплатформенно;
  5. И одно из самых важных – полностью контролируемо государством, а не получастными компаниями, типа Ростелекома.

Лишь тогда мы сможем получить отдачу от этого портала и лишь тогда он будет выполнять задачи упрощения жизни граждан России, а не набивания чужих карманов.

Можно много чего еще сказать по этому поводу, но и так уже, наверное, утомил читателя Смеюсь

Но добавлю еще одно – было бы не плохо на подобном портале создать свой форум. Для общения людей, получения обратной связи. Использование государевыми чиновниками соцсетей для общения с простым народом хорошо. Но не надо забывать о том, что это частные капиталы. Завтра рухнет соцсеть – будет такой переполох… Государство должно иметь свое электронное средство общения.

И, кстати, если на таком ресурсе продавать рекламу – то вполне окупится штат и модератов, и программистов. 

Нравится

Комментарии   

 
0 #4 RE: ГосуслугиМишка Гамми 07.06.2012 20:42
Цитирую Алмаз:
Так и пытаются сделать). Но даже если создать всю эту систему, инфраструктуру, внедрить его - предоставляют услуги то муниципальные органы. Если даже на федеральном уровне все не работает, что можно говорить о муниципальном уровне. (Примечание: Как муниципальные органы будут предоставлять услуги в электронном виде, если на 50% компьютеры физически и морально устарели)
КЛАДР что это?)

КЛАДР - классификатор адресов Российской Федерации ru.wikipedia.org/wiki/%CA%CB%C0%C4%D0 - самый полный список всех адресов (вплоть до дома), актуальный, постоянно обновляемый. Используется во многом ПО в качестве справочника мест расположения.
Что же касается работы на разных уровнях - это не проблема. Главное - ядро системы. Если создать единое ПО и единую базу данных, то и на местах услуги будут оказываться значительно быстрее. Госслужащим не хватает именно внедрения новых технологий в обработке данных. Тормоза идут потому, что все по старинке делается. В журналах, гроссбухах и т.д. Дайте инструмент - все пойдет значительно быстрее.
По поводу устаревшей техники - да, это плохо. Но есть отличный выход - "тонкие клиенты". Любой старый компьютер в состоянии запустить минимальную сборку линукса. Дальше - коннект на сервер и вся работа ведется там. Не нужны в офисах мощные машины! Они нужны только для обработки видео, графики, музыки. Не думаю, что в каком нибудь РОВД этим занимаются. Разве что - в игрушки играют.
Все решаемо. И решение на поверхности. Другое дело - эти решения не дадут отмыть деньги.
Цитировать
 
 
0 #3 УслугиАлмаз 07.06.2012 17:18
Так и пытаются сделать). Но даже если создать всю эту систему, инфраструктуру, внедрить его - предоставляют услуги то муниципальные органы. Если даже на федеральном уровне все не работает, что можно говорить о муниципальном уровне. (Примечание: Как муниципальные органы будут предоставлять услуги в электронном виде, если на 50% компьютеры физически и морально устарели)
КЛАДР что это?)
Цитировать
 
 
0 #2 RE: ГосуслугиМишка Гамми 07.06.2012 16:10
Цитирую Алмаз:
В большинстве случаев я с Вами согласен. Трудности возникают, и будут возникать прежде всего с предоставлением муниципальных услуг и государственных услуг, которые переданы на муниципальный уровень(в частности это услуги социальной сферы). Причины - 1)маленький бюджет; 2)отсутствие квалифицированных специалистов (возможно конечно обучение, или привлечение квалифицированных специалистов, тогда опять приходим к 1-ой причине).

Ну так все надо решать не на местном уровне, а куда выше. Единообразно. Фактически, для ПО это выглядит как клонирование настроек для определенного региона, либо просто добавление признака региона. Чего проще то. КЛАДР давно уже работает :)
Цитировать
 
 
+1 #1 ГосуслугиАлмаз 07.06.2012 15:05
В большинстве случаев я с Вами согласен. Трудности возникают, и будут возникать прежде всего с предоставлением муниципальных услуг и государственных услуг, которые переданы на муниципальный уровень(в частности это услуги социальной сферы). Причины - 1)маленький бюджет; 2)отсутствие квалифицированн ых специалистов (возможно конечно обучение, или привлечение квалифицированн ых специалистов, тогда опять приходим к 1-ой причине).
Цитировать